воскресенье, 14 сентября 2014 г.

"Примеряем" роль вожатой: Трудовая и духовная деятельность, личность и самопознание, профессиональный выбор

Лето...какая прекрасная пора! Соглашусь с мнением тех, кто говорит: "Лето - это маленькая жизнь!" За этот период времени я испытала столько эмоций и узнала столько всего нового, что мне показалось, что я уехала на год, а то и больше. Моё лето прошло, как ни странно, очень продуктивно. Обычно три самых теплых месяца я проводила в душном городе и лишь иногда мне выпадала возможность выехать за город, а в этот раз я была дома всего 10 дней! Моим билетом в "маленькую жизнь" стало предложение поехать в языковой лагерь вожатой на 4 смены.
И каждый день я задавала себе такие вопросы:

Работа или отдых?
Возможно кто-то сейчас назовет меня самоубийцей: ехать добровольно на все лето к детям...,но для меня это даже не было работой, потому что я сама от этого получала удовольствие! Безусловно, у меня был ряд обязанностей  и немалая доля ответственности. Каждое утро я должна была писать расписание, вести у детей "morning singing and dancing" (это что-то вроде зарядки для тела и речевой разминки перед уроками), я отвечала за развлекательную программу и всё, что связано с танцами. В каждом виде занятий я ставила себе определённую цель, например: усвоение 80% детьми нового танца, хотя средства её достижения не всегда совпадали с реальностью, поэтому приходилось быстро менять тактику. 
Конечно, с детьми работать намного труднее, чем со взрослыми, хотя бы потому что к каждому требуется определённый подход, поэтому прежде чем нанять меня на работу мне задали главных 3 вопроса: работала ли я когда-нибудь с детьми, смогу ли я поставить танец и как я отношусь к проблемам (позитивно/негативно, быстро реагирую и импровизирую или нет) - это своего рода ряд качеств, база, которая требовалась от меня. Ещё в начале первой смены я поняла, что не нужно ставить себя выше детей и они к тебе потянутся, но в то же время они должны слушать тебя, хотя бы как лидера. Нужно уметь объединять детей и не отстраняться от них, потому что, работая в группе, гораздо легче выполнять задание, достигать целей, особенно если каждый ребёнок выполняет то, что он умеет. Не знаю, как это происходит, но дети слушаются меня, несмотря на то, что мне всего 16 лет. Были случаи, когда учителя, преподающие в лагере, просили меня успокоить детей, и они меня боялись, потому что я бываю очень строгой:
-Дети успокойтесь, а то я сейчас Василису позову!
-Нет, пожалуйста...
Хотя все они меня любили и не хотели со мной расставаться:) Мне было очень комфортно работать в таких условиях и с такими детьми (учитывая то, что 3 смены мы провели на озере Сугояк, а 4-ую в Геленджике), поэтому я зачастую путала работу и отдых!
Я считаю, что такой вид занятий можно назвать трудовой деятельностью. При условии, что мы рассматриваем эту деятельность не как педагогику, а как коллективный труд, в основе которого лежит выполнение какой-то работы, например, в нашем случае, подготовка к финальному концерту "Farewell party".
Но если же это считать педагогикой, то, безусловно, это духовная деятельность, так как она направлена на преобразование "людей людьми", т.е. на изменение социальных качеств у детей.
Но я больше склоняюсь к первому варианту, потому что я не была преподавателем, а скорее лидером отряда (camp-leader), тем более, что я не имею педагогического образования; я скорее помогала и направляла детей в нужное русло.
Проверить свои знания относительно данной темы можно в предложенном задании:

Учу или учусь?

Ещё я поняла одну вещь или точнее не поняла: кто кого учил? Мне казалось, что весь пед-состав учит детей: английскому языку, примерному поведению и т.д., но чем больше времени я проводила с ними, тем больше я замечала, что сама учусь! Учусь у детей, учусь на своих ошибках, веду себя хорошо, чтобы подавать хороший пример детям. Приехав домой, я услышала от нескольких человек: "Ты так повзрослела!" Я думаю, что дело не в том,  что я стала старше на 3 месяца, а в том, что я много поняла и стала вести себя немного взрослее. 
Возможно, сказалась ответственность или то, что я жила без родителей, или то, что мне нужно было выйти из роли ребёнка, чтобы дети воспринимали меня как руководителя, а может всё и сразу.


Именно с этого лета началось развитие моей личности и самосознания. Руководитель лагеря в конце 4-ой смены сказала мне: "Ты очень выросла в танцах, я смотрю на тебя и вижу, что ты работаешь уже как профессионал. Ты сильно продвинулась по сравнению с первой сменой: ты экспериментируешь, меняешь стили, дети слушают тебя и выполняют даже то, что им кажется невозможным на первый взгляд". Мне было очень приятно это слышать. Какое-то время я размышляла над её словами и в итоге поняла, что я стала другим человеком: я думаю по-другому, реагирую на трудности по-другому и веду себя совсем по-другому. В Геленджике у меня даже появилось прозвище среди детей, они ласково называли меня: "Мамочка". Я стала более эмоциональной, стала переживать за детей, волноваться не только о себе. Неугомонные дети с "моторчиком" за спиной, как у Карлсона, заставили мой мозг так же быстро работать, воспринимать информацию и выдавать готовый ответ в считанные секунды. После 3-х месяцев отстранения от всего мира (кроме детей и руководителей лагеря), я могу сказать, что я обрела реализованную идентичность - идентичность, при которой подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.

Дети или газеты?

В конце 10-ого класса я была точно уверена, что я буду сдавать экзамены и поступать на журналистику, но лагерь очень сильно повлиял на мой профессиональный выбор. Я начала задумываться: "А может моё призвание дети?" Тем более, что за время нахождения в лагере я подтянула свой английский, так как мне приходилось вести мероприятия на английском и разговаривать с детьми на занятиях тоже на английском. Поэтому я начала задумываться о том, чтобы подавать документы на лингвистику. Представляя свою будущую работу, я понимаю, что преподавание - это огромное пространство для творчества, которое я так люблю! Особенно остро это просматривается в работах +Maria Sonina, в такого рода заданий я могу проявить свою индивидуальность и научиться чему-то новому в то же время. 

Это лето принесло мне много новых эмоций, по большей части позитивных! Я совсем не пожалела о том, что не сидела за компьютером и не лежала на диване в Челябинске. Удивительно ещё то, что за всё время лагеря я заходила в Интернет 6 раз, за всё лето! Это было самое грандиозное и полезное времяпровождение перед учебным годом!

4 комментария:

  1. Василиса, очень интересная и насыщенная работа, мне понравилось!)
    Про реализованную идентичность было очень познавательно и полезно узнать, спасибо.
    Твой отряд и тебя, вожатую, также можно было бы рассмотреть в контексте темы "Малые группы":)

    ОтветитьУдалить
  2. Василиса, у тебя прямо такое насыщенное лето получилось! И работа тоже очень интересная получилась, прочла с удовольствием.
    В процессе чтения подумала, каки Даша, насчет малой группы.

    ОтветитьУдалить
  3. Василиса, с удовольствием прочла Ваш пост! Ярко, эмоционально. При этом, факты именно раскрывают теоретические положения курса.

    ОтветитьУдалить
  4. Василиса, очень скучала по тебе все лето! Но это замечательно, что ты провела его так активно. Завидую твоему мужеству и терпению, я бы не смогла проводить столько времени с детьми. Читая твой пост, успела освежить в памяти кусочек курса обществознания за 10 класс.

    ОтветитьУдалить