Человек издавна задумывался о себе самом, своём месте в окружающем мире, об отношениях с окружающими людьми и т.д. Картина мира и место человека в нём отразилась в ранних мифах, которые существовали практически у всех народов. Новым этапом осмысления сущего и обоснования должного стали философские идеи и учения, выдвинутые в Древних Индии, Китае, Греции.
Мифологическое сознание человека
Слово "миф" происходит от греческого mythos - сказание, предание. Учитывая это значение некоторые отождествляют миф с легендой сказкой. Для древнего человека то, о чём говорится в мифах, не было вымыслом.
Мифологическое сознание - это вид мировоззрения, которое основывается, главным образом, на желании верить. Это один из древних типов восприятия мира.
Для мифологического сознания все, что существует — одушевлено. Мифологическое пространство — это пространство души.
Особенности мифологического сознания:
- Древние люди не подводили явления под некие теоретические обобщения. их восприятие не знало расщепления на внешнее и сущее, на реальность и видимость.
- Древний человек всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие.
- Идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через переодичность и ритм человеческой жизни.
- Мир воспринимался как арена борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических.
- Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам.
Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература ("веда"- знание) - обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий (1200-600 гг. до н.э.), в которых сильны проявления мифологического сознания. Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил.
Более понятной и вместе с тем более философской является другая группа текстов, появившихся позднее, - Упанишады (само это слово обозначает процесс обучения мудрецом своих учеников). Именно в этих текстах была впервые выражена идея реинкарнации - переселения душ живых существ после их смерти. Кем или чем станет человек после смерти, зависит от его кармы. "Карма", означающая "деяние, поступок", стала ключевым понятием в индийской философии. По правилам кармы, каждый получал то, что он заслуживает.
Способы очистки кармы:
- Жизнь аскета-отшельника
- Йога
Примерно в V в. до н. э. в Индии возникла новая философия, которую нередко называют "атеистической" религией, - буддизм. Буддой-просветлённым - называли основателя нового учения, после того как он обрёл знания по фундаментальным вопросам человеческой жизни.
Это учение также было направлено на поиски путей духовного освобождения человека. Само состояние такого освобождения Будда называл нирваной. Будда провозгласил четыре "благородные истины": мир полон страданий; причина человеческих страданий - в физических желаниях, мирских страстях; если устранить желание, тогда умрёт страсть и человеческим страданиям придёт конец; чтобы достичь состояния, в котором нет желаний, надо следовать определённому - "восьмеричному" - пути.
Таким образом, центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путём ухода от неё в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.
Древнекитайскаяя философия: как стать "человеком для общества"
По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий тёмное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, занимает некое серединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь и ян. Лучшее поведение для человека - это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип "у вэй"). Когда нечто достигает крайности, оно переходит в свою противоположность: "Обернётся несчастьем то, что было счастьем, а счастье покоится в несчастье".
Эти положения развивали сторонники даосизма ("учения о пути") - одного из направлений древнекитайской философии, крупнейшим представителем которой был мыслитель Лао-Цзы.
В отличие от созерцательности даосизма конфуцианство было тесно связано с земными проблемами. Создатель этого очень влиятельного и оказавшего большое значение на жизнь китайского общества учения Конфуций (551-479 гг. до н.э.).
В центр своей философии мыслитель поставил понятие человека. Гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Главное правило - не делай другим того, чего не желаешь себе.
Отождествляя общество с государством, философ уделил большое внимание вопросам "правильного" государственного устройства. Само государство - это одна большая семья, где государь "сын Неба" и ""отец и мать народа". Регулирующую роль в этой "семье" выполняют прежде всего моральные нормы.
В целом в древневосточной философии ещё не было представлений о человеке как личности.
Философия древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества
Древнегреческая философия оставила ярчайший след в истории философской мысли. Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.
Домашнее задание
Комментариев нет:
Отправить комментарий